Инфраструктура системы управления рынком ценных бумаг

.

Особую роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Функциональная (фондовые биржи, фондовые отделы валютных и товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг (рис. 4.1).
Особое значение имеет информационное обеспечение. Это связано с тем, что качество и потребительские свойства ценных бумаг очень важно проверить до момента покупки (и убедиться в том, что цена товара соответствует его ценности для потребителя). Поскольку проверка инвесторами потребительских качеств такого товара до момента покупки крайне затруднена, очевидно, что возможности злоупотреблений на рынке ценных бумаг существенно выше, чем на других рынках. Отсюда необходимость особого регулирования отношений на этом рынке, как представляющем повышенную опасность нарушения законных интересов инвесторов — физических и юридических лиц. Основой такого регулирования может быть информационное обеспечение.
Оценивая состояние системы регулирования рынка ценных бумаг в России, в первую очередь следует отметить отсутствие эффективного регулирования как со стороны государства, саморегулируемых организаций, так и со стороны самих субъектов рынка всего неразвитостью технической и функциональной подсистем инфраструктуры. Неэффективно действует система контроля за операциями на рынке ценных бумаг. По мере усложнения и расширения масштабов рынка ценных бумаг возникает необходимость в передаче регионам части контрольных функций.
Одним из признаков низкого уровня развития фондового рынка является фактическая изолированность локальных рынков ценных бумаг в России. Из-за отсутствия эффективных средств коммуникаций инвесторы не имеют доступа ко всем ценным бумагам, обращающимся на рынке. В конечном счете это ограничивает возможности межрегионального перелива капиталов и препятствует реализации стратегии структурной политики. Формирующиеся на мес^ тах фондовые рынки должны быть связаны через центральную информационную систему, ориентированную на операции с наиболее ликвидными ценными бумагами. Без такой системы нельзя наладить свободное движение ценных бумаг, гарантировать безопасность работы и надежность операций на фондовом рынке. Сложность решения данной проблемы связана с огромными масштабами российского рынка ценных бумаг, а также особенностями региональных рынков.

sistemi_upravleniya_rinkom
Однако имеются отдельные попытки решения этих проблем. Например, уполномоченными представителями администрации Орловской области, Ассоциации центрально-черноземных областей России "Черноземье" и Московской межбанковской валютной биржи были подписаны «Меморандум о сотрудничестве в области развития рынка ценных бумаг в Центральном Черноземье» и «Декларация о развитии рынка ценных бумаг в Орловской области». В рамках подписанных документов предполагается развивать в центрально-черноземных областях высокотехнологичную инфраструктуру рынка ценных бумаг на основе новейших информационных технологий и сложившихся международных стандартов, формировать в регионе благоприятный инвестиционный климат, обеспечивать защиту прав инвесторов с помощью создания «прозрачного» рынка и системы раскрытия информации об эмитентах и финансовых институтах, развивать нормативно-правовую базу фондового рынка с выработкой предложений по се совершенствованию как на местном, так и на федеральном уровне.
В широком смысле инфраструктура рынка ценных бумаг включает четыре взаимосвязанных блока:
• систему торговли ценными бумагами;
• систему расчетов по заключенным сделкам;
• информационную систему, обеспечивающую сбор, обработку и предоставление участникам операций с ценными бумагами информации об эмитентах, выпусках, котировках и местах торговли ценными бумагами;
• телекоммуникационную систему, объединяющую всех участников фондового рынка и обеспечивающую оперативную и согласованную работу остальных блоков.
К основным направлениям развития информационного обеспечения относятся:
• расширение объема публикаций с определением минимального массива информации, подлежащей раскрытию участниками рынка ценных бумаг;
• введение обязательности публикации любых фактов деятельности эмитентов, способных повлиять на курс ценных бумаг;
• создание сети независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний—эмитентов ценных бумаг;
• широкая публикация макро- и микроэкономической отчетности;
• четкое разграничение информации, относящейся к коммерческой тайне, и данных, не являющихся таковой;
• развитие сети специализированных изданий, характеризующих отдельные сегменты рынка ценных бумаг;
• создание общепринятой системы показателей оценки состояния рынка ценных бумаг.
Указом Президента РФ «О создании условий для проведения заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала» от 12 ноября 1997 г. предусмотрено образование независимого федерального рейтингового агентства на базе информационного агентства "Интерфакс". Задача этого агентства состоит в создании системы, обеспечивающей квалифицированную и объективную оценку экономического положения и платежеспособности субъектов РФ, а также предприятий и организаций, готовящихся к проведению заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала. Правительство РФ будет использовать оценки агентства при подготовке решений о выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти субъектов РФ.
Признавая необходимость использовать различные методы регулирования фондового рынка, важно правильно определить их соотношение и добиться их скоординированности.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.