Инвестиционная политика предприятий на рынке ценных бумаг

.

Инвестиционная политика предприятий — это определенный порядок и способы привлечения инвестиций. Эта политика проводится с учетом финансовой стратегии и тактики хозяйствующего субъекта.
Многие проблемы инвестирования могут быть решены с помощью выпуска ценных бумаг. Путем выпуска акций и облигаций привлекаются инвестиции и обеспечивается возможность финансирования инвестиционных проектов. Векселя временно разрешают проблему привлечения необходимых инвестиций и используются в расчетах вместо денег.
Распространенным способом привлечения инвестиций выступает публичная, открытая продажа акций акционерными компаниями (обществами). Такая продажа может осуществляться как непосредственно самими акционерными компаниями, так и через инвестиционные фонды. Акции могут приобретать инвестиционные банки. Продажа акций дает возможность значительно расширить капитал компании, если акции пользуются спросом на рынке ценных бумаг. В то же время в результате продажи акций происходит их "распыление", увеличение числа лиц, обладающих имущественными правами, правом управления, получения дивидендов.
Выработкой инвестиционной политики предприятия обычно занимаются финансовый директор, финансовые (реже инвестиционные) менеджеры. Эта политика связана с поиском инвестиционно привлекательных ценных бумаг. Инвестиционная привлекательность акций в основном обусловлена возможностью получения дивидендов, ожиданием роста курсовой стоимости и теми имущественными правами, которыми обладают акционеры. С другой стороны, форма акций привлекательна и для эмитентов, так как акционерное общество лишь в отдельных случаях обязано выкупать обратно свои акции. Привилегированные акции на российском рынке на 40—50% дешевле обыкновенных, хотя они должны оцениваться инвесторами выше по причине фиксированного процентного дохода.
Это связано с тем, что привилегированные акции обычно менее ликвидны (у акционерного общества меньше привилегированных акций, чем обыкновенных), а также тем, что привилегированные акции первоначально распределяются среди работников предприятия.
Инвестиционные возможности облигаций тесно связаны со спецификой данных ценных бумаг. Доход по облигациям обычно ниже, чем по акциям, но он более надежен, так как в меньшей степени зависит от ситуации на рынке и циклических колебаний в экономике.
Облигации выпускаются с целью привлечения дополнительных средств для проведения каких-либо мероприятий, способствующих увеличению прибыли или объема производства товаров. Средства от продажи облигаций государственных займов используются для покрытия дефицита государственного бюджета. Облигации имеют право выпускать только юридические лица.
При покупке конвертируемых облигаций инвестор становится акционером компании, а затем получает купонный доход. Приемлемый уровень доходности конвертируемых облигаций определяется как уровнем риска конкретной акции, так и курсом предстоящей конвертации. Чем больше риск, тем выше процент. Так, для облигаций нефтяной компании «Лукойл», размещенных в апреле 1997 г. проценты в валюте составили 35% годовых.
Стимулируя мобилизацию капиталов, фондовый рынок обеспечивает перераспределение свободных денежных средств между различными сферами, отраслями экономики в пользу перспективных, развивающихся производств. Инвестор вкладывает деньги с целью получения дохода, который могут обеспечить только рентабельные предприятия. В свою очередь, финансовые инвестиции в определенную отрасль сопровождаются расширением производства, ростом прибыльности. Рынок финансовых активов способствует, таким образом, формированию эффективной, динамичной экономики.

investicionnaya_politika
О возможных уровнях дохода и риска инвестиций в ценные бумаги различных промышленных предприятий можно судить на основе анализа текущей рыночной конъюнктуры. Например, ожидаемую доходность можно сопоставить с текущим уровнем среднеотраслевой рентабельности. Другим фактором, определяющим возможный рост стоимости акций, является отраслевая специфика.
Акции развивающихся отраслей и отраслей, возникающих на основе внедрения новейших технологий (телекоммуникации, производство программного обеспечения, издательский бизнес), — одно из наиболее доходных вложений капитала. Для традиционных отраслей, таких, как автомобильная промышленность, металлургия и ряда других, развивающихся циклически (промышленный рост при подъеме экономики и снижение объема производства при экономическом спаде), определяющим фактором является выбор времени покупки и продажи акций (покупка в низшей точке и продажа на пике деловой активности). Для защищенных, т.е. устойчивых к экономическому спаду отраслей (например, табачная и пищевая промышленность) целесообразность инвестиций будет определяться перспективами роста компаний, а также уровнем недооценки активов.
Анализ недооценки активов, как и выявление скрытых активов компании, во многом требует детального ознакомления с финансовой и производственной деятельностью предприятия. Поэтому здесь более приемлем подход, основанный на определении рыночной стоимости активов (производственных мощностей) и их оценке относительно аналогичных показателей развитых рынков. В качестве оценки степени риска инвестиций можно выбрать уровень ожидаемого рыночного дохода от инвестиций.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.