Облигации

.

В переводе с латинского «облигация» буквально означает «обязательство». Имеется в виду обязательство возмещения взятой в долг суммы, т.е. долговое обязательство. Организация, выпустившая облигацию (эмитент), выступает в роли заемщика денег, а покупатель облигации (инвестор, или облигационер) в роли кредитора.
Облигация — ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в обусловленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено правилами выпуска). Облигация — это ценная бумага, которая: 1) выражает заемные, долговые отношения между облигационером и эмитентом; 2) самостоятельно обращается на фондовом рынке вплоть до ее погашения эмитентом и имеет собственный курс; 3) обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными качествами.
Облигация имеет базовые характеристики — номинал, курс, пункт, купон (купонный процент), дата погашения, дисконт и др. Курс облигации определяется в процентах к номиналу. Дисконт (как и премия) — это разница между продажной ценой и номиналом облигации; в случае с премией эта разница положительна, а в случае с дисконтом — отрицательна. Другое название дисконта — скидка.
Купон (купонный процент) — это фиксированный процент, который устанавливается в момент эмиссии облигации. Исходя из этого процента облигационер получает регулярные платежи по облигации. Купон оформляется обычно как отрывная часть облигации. Чем выше размер купонного процента, тем выше ее инвестиционная привлекательность. Величина купона зависит от имиджа, надежности эмитента. На него влияет также и срок обращения облигации. Чем длительнее срок, тем больше купон, так как рыночный риск прямо пропорционален сроку обращения облигации.
Облигация относится к основным ценным бумагам, активно используется на фондовом рынке и представляет собой срочную долговую бумагу, которая удостоверяет отношения займа между ее владельцем и эмитентом. Она выпускается, как правило, на срок от одного года и более. При покупке облигации покупатель кредитует продавца. Эмитент обязуется выкупить облигацию в установленный срок. Облигация является денежным документом, подтверждающим обязательства заемщика возместить покупателю номинальную стоимость данной ценной бумаги в определенный срок с выплатой фиксированного или плавающего дохода (обычно в зависимости от размера ставки рефинансирования Центрального банка РФ).

obligazii

Основные отличия облигации от акции:
• облигация приносит доход только в течение указанного на ней срока;
• в отличие от ничем не гарантированного дивиденда по простой акции, облигация обычно приносит ее владельцу доход в виде заранее установленного процента от ее нарицательной стоимости (номинала);
• облигация акционерного общества не дает права выступать ее владельцу в качестве акционера данного общества, т.е. не дает права голоса на общем собрании акционеров.
Доход по облигациям обычно ниже, чем по акциям, но он более надежен, так как в меньшей степени зависит от ситуации на рынке и циклических колебаний в экономике.
Облигации выпускаются с целью привлечения дополнительных средств для проведения каких-либо мероприятий, способствующих увеличению прибыли или объема производства товаров. Средства от продажи облигаций государственных займов используются для покрытия дефицита государственного бюджета. Облигации имеют право выпускать только юридические лица (предприятия и их объединения, акционерные общества, кооперативы, банки, государство или муниципально-административные органы).
В настоящее время в России можно встретить несколько типов этих ценных бумаг: облигации внутренних (государственных) и местных (муниципальных) займов, а также облигации предприятий и акционерных обществ (корпоративные облигации). Облигации бывают следующих типов:
• именные — владельцы этих облигаций регистрируются в особой книге, поэтому такие облигации обычно бескупонные;
• на предъявителя — имеют специальный купон, являющийся свидетельством права держателя облигации на получение процентов по наступлении соответствующего срока;
• обычные (неконвертируемые) — часто предусматривают возможность досрочного погашения посредством выкупа;
• конвертируемые — выпускаются под заемный капитал с правом конверсии (через определенный срок по заранее установленной цене) в обыкновенные или привилегированные акции;
• обеспеченные — выпускаются под залог и обеспечиваются недвижимостью эмитента или доверительной собственностью других компаний. Требования владельцев таких облигаций как кредиторов подлежат первоочередному удовлетворению;
• необеспеченные — не обеспечиваются недвижимостью, поэтому владельцам таких облигаций не предоставляются преимущества по сравнению с другими кредиторами. Ввиду этого они обладают действительной ценностью только в том случае, если эмитент имеет прочное финансовое положение и высокий «облигационный» рейтинг;
• с полным купоном — продаются по номиналу и характеризуются доходом по купону, равным текущей рыночной ставке;
• с нулевым купоном — доход по ним выплачивается при погашении путем начисления процентов к номиналу без ежегодных выплат.
Облигации могут свободно обращаться или иметь ограниченный круг обращения. Облигации государственных и муниципальных займов выпускаются на предъявителя. Корпоративные облигации выпускаются как именные, так и на предъявителя. Если по облигации предполагается периодическая выплата доходов, то она обычно производится по купонам. Купонный доход может выплачиваться ежеквартально, один раз в полгода или ежегодно. Чем чаще выплачивается купонный доход, тем большую выгоду получает инвестор. Поэтому облигации с поквартальной выплатой при равном годовом проценте всегда котируются выше, чем облигации, выплаты по которым проводятся только один раз в год.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.