Философия just'in-time

.

Чаще всего философией//Гназывают устранение издержек («потерь») в производственном процессе. «Потерями» называются любые действия, не добавляющие стоимости изготавливаемого продукта для потребителя. Исторически это правильно, поскольку именно исключение потерь было главной движущей силой производства компании Toyota — создателяу/Г.
Ford И Toyota
Система Toyota основывается на массовом производстве компании Ford — в начале 1950-х гг. ее проанализировал Эджи Тойода. На заводах Форда применялись две мощнейшие концепции: взаимозаменяемость комплектующих и принцип потока.
Благодаря взаимозаменяемости можно было отказаться от высококвалифицированных «сгонщиков» и заменить их неквалифицированными сборщиками, что является обязательной предпосылкой массового производства. За счет размещения оборудования и рабочих близко друг к другу в последовательности технологических операций на заводе были созданы специализированные пути движения продуктов, что минимизирует ручное время и время транспортировки и повышает эффективность. Система производства Ford обычно ассоциируется с подвижным сборочным конвейером, однако в основе ее лежит принцип потока. Подвижный конвейер является дальнейшим развитием этого принципа. Тойода был впечатлен эффективностью массового производства, но вместе с тем видел необходимость исправления двух крупных недостатков. Первым были неумеренные запасы как на стадии изготовления, так и на этапе сборки. В производстве оборудование требовало длительной наладки, а потому продукция изготавливалась сразу огромными партиями, и в результате возникал чрезмерный запас.
На сборке вся линия могла остановиться из-за того, что на каком-то одном рабочем месте произошла поломка, обнаружен дефект качества, недостаток комплектующих частей или иная незадача. Чтобы устранить задержки, вдоль всей линии создавались большие резервные, или страховые запасы. Компании послевоенной Японии испытывали отчаянный дефицит ресурсов и потому такие запасы позволить себе не могли. Не была исключением и Toyota.
Второй недостаток заключался в узкоспециализированном, негибком характере сборочных линий Форда, из-за чего каждая из них была пригодна только для длительного массового производства одной-единственной модели. Для громадного американского рынка автомобилей это проблем не представляло. Японский рынок, однако, был гораздо меньше по объему, и такое производство было невыих минимизации путем придания модели большей гибкости.

ford_i_toyota
Основы философии just-in-time
Цель компании Toyota состояла в следующем: сохранить эффективность поточного производства Ford, но сделать его возможным в условиях ограниченных ресурсов и ограниченного спроса. Появились два подхода к созданию новой системы, отраженные в работах двух ее главных идеологов: Тайчи Оно и Шигео Шинго. По Оно, «фундаментальной доктриной «производственной системы Toyota» становится полное устранение потерь» (Ohno, 1988). Шинго, со своей стороны, указывает на необходимость организации производственного потока с высокой добавленной стоимостью {ShingOy 1989). Он выделяет семь форм потерь и указывает на необходимость их устранения для увеличения стоимости, добавляемой в процессе производства. И тот и другой подход имеют право на жизнь, поскольку являются двумя сторонами одной монеты. Каждый из них можно рассматривать как основную философиюу/Г.
В этой статье мы рассмотрим второй подход, так как//Г обычно начинается с реорганизации фабрики и модернизации потока. Будут рассмотрены различные формы потерь и барьеров для эффективности потока, требующих систематического уменьшения. Ориентация на поток, а не на устранение потерь, имеет еще одно преимущество. Что бы ни писалось в популярной литературе,у/Гподчиняется законам микроэкономики. Компромиссы были, есть и будут; возможны ситуации, при которых полное устранение потерь будет неоптимальным решением, — это ситуации, когда предельный доход от использования потока маленьких резервных запасов значительно превышает предельные издержки. Поэтому мы и начинаем статью с определения основной философииу/Г: это производство, в котором сырье и материалы превращаются в товары высокого качества своевременно и с конкурентоспособными затратами посредством потока с высокой добавленной стоимостью. Вывод из этой философии таков: поток с высокой добавленной стоимостью достигается путем систематического снижения всех форм потерь в процессе производства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.