Что такое BPR?

Реинжиниринг спрашивает не «Как мне улучшить эту операцию?», а «Почему я должен выполнять эту операцию?» Можно изобразить на карикатуре рабочего с гаечным ключом в руке, спящего с задранными вверх ногами ( The Economist, 31 октября 1998), чтобы показать недостаточную производительность труда в Великобритании, но точнее будет изобразить британского рабочего, в спешке затягивающего гайку гаечным ключом, японского рабочего, делающего это при помощи робота в пять раз быстрее, и немецкого рабочего, изменяющего производственный процесс таким образом, чтобы вообще не использовать гайки и болты.
Американские фирмы в 1980-х гг. (Hammer & Champy, 1994), последовав примеру компаний Ford, Texas Instruments и Тасо Bell, пошли еще дальше и применили реинжиниринг ко всему процессу — после неудачных попыток внедрить роботизацию японского типа или изменение продукта немецкого типа, сохранив традиционные производственные линии. Все это уже история.
Сам термин «реинжиниринг» стали слишком часто употреблять, причем даже с некоторым негативным оттенком. Этот многострадальный технократический штамп даже приблизительно не объясняет, в чем же суть BPR. Термин «BPR» нейтрален, не содержит направленности и цели процесса, а потому сбивает с толку. Авторы книги «Reengineeringthe Corporation» (Реинжиниринг корпорации) Хэммер и Чемпи (Hammer & Champy, 1994) заставили добавить в последнее издание главу «Что не является реинжинирингом» — верный признак неточности определения, недостатка теории и поспешного осуществления на практике.
Реинжиниринг — это не уменьшение размеров. Реинжиниринг — это также не автоматизация или стремление к автономности. Это не реструктуризация, не реорганизация, не уменьшение бюрократии, не снижение простоев (задержек) и не сокращение уровней управления в организации. Это не «новая структура» или «новая экономика».
Реинжиниринг — это также не комплексное управление качеством (TQM) или какая-нибудь другая деятельность по повышению качества и производительности.

Business Process Reengineering 3d render concept with blue and white arrows flying in a blue sky with clouds

Не является реинжиниринг и отражением постоянного совершенствования, дополнительного управления и kaizen (японский метод анализа при управлении качеством,
а также идея непрерывного совершенствования бизнес-процессов). Реинжиниринг — это не массовая ориентация на потребителя (см. МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО НА ЗАКАЗ) .
Суть феномена BPR состоит в реинтеграции процессов. Реинтеграция процессов — это отчасти спонтанное реагирование на крайности специализации и разделения труда. Реинжиниринг представляет собой преодоление все возрастающих
отрицательных эффектов, связанных с видавшими виды стратегиями Смита-
Маркса-Гилбрета. На рис. 1 представлено основное различие между процессом и
операциями. Ясно, что процесс состоит как минимум из двух (взаимосвязанных)
операций. Процесс представляет собой множество операций в их взаимодействии.
Представление производства как сети, состоящей из процессов и операций, возникло
благодаря Сигео Синго, японскому «отцу» реинжиниринга 30-х и 40-х гг.
(Shingo & Robinson, 1990). Улучшение отдельных операций при сохранении неизменными
отношений между ними может дать импульс процессу совершенствования,
но не процессу реинжиниринга.

а потому они правильно определяют BPR как «идею объединения задач (которые были прежде разбиты) в связные процессы в бизнесе».
Они также пишут, что BPR отвергает принципы индустриальной парадигмы Адама Смита — разделение труда, экономию от масштабов, многоступенчатый контроль и т. д., а именно: «Старые способы ведения бизнеса — разделение труда, на основе которого организовывались компании со времен Адама Смита, первым сформулировавшего этот принцип, — сейчас просто больше не работают».
Тем не менее непонятно почему, когда авторы попытались дать формальное определение в «Reengineering Formally Defined», они дали следующее клише: Реинжиниринг— это фундаментальное переосмысление и радикальное реконструирование процессов в бизнесе с целью достижения существенного улучшения таких важных современных показателей производительности, как издержки, качество, обслуживание и скорость.
«Это определение содержит четыре ключевых слова» — добавляют они. Однако в определении BPR может содержаться только одно ключевое слово: процесс. Другие ключевые слова, такие как фундаментальный, радикальный, существенный, могли бы быть ключевыми в революционной политике или шоу-бизнесе, но не в управлении фирмой XXI в.