Логистика в розничной торговле

.

Так сложилось, что большинство исследований в области логистики касалось производственных организаций, что было связано с очевидной важностью для них таких вопросов, как снабжение сырьем, управление материальным обеспечением, незавершенное производство и планирование производства. Хоть это и было важно для понимания значения логистики и привело к признанию глубины и важности предмета, существуют и другие весьма значительные области, где логистика играет не последнюю роль: одной из таких областей является сфера розничной торговли, выбранная нами для рассмотрения.
Многие логистические модели, например модель Кристофера, дают общее представление о предмете, от приобретения материалов до поставки продукции потребителю. Розничная торговля рассматривается как конец этой цепочки, и то только в том случае, если модель подразумевает розничную торговлю. На самом деле, логистика розничной торговли является в настоящее время очень передовой областью, зачастую подразумевающей не меньшие (если не большие) временные ограничения и решение сложных информационных вопросов, чем производственная логистика. Слабая логистическая деятельность в розничной торговле зачастую заканчивается парными проблемами: товарных запасов слишком много, а нужного товара нет (Salmon, 1989). Тем не менее потенциальные преимущества в результате безупречной организации системы поставок также очевидны. В настоящее время по сравнению с февралем 1991 г. прибыли британского розничного торговца Tesco увеличились на 28% до £417 млн при объемах продаж £6,35 млрд, и этим успехом он обязан в основном постоянным инвестициям в высокотехнологичные системы поставок (Ody & Newman, 1991).
Так каким же образом работает успешная розничная логистическая система? Сассэмс (Sussams, 1991) представляет свой вариант розничной логистической системы, куда наряду с информационными и товарными потоками включены денежные потоки. Хоть эта модель и не представляет собой полную логистическую систему, некоторые моменты в модели Сассэмса уязвимы. Во-первых, включение в схему банков и денежных потоков спорно — это может привести к чрезмерному усложнению схемы. Ясно, что денежные средства представляют собой основу любой торговой сети, но финансовые данные, в том виде, в каком они требуются отделу логистики, вероятнее всего, могут быть получены с помощью управленческой информационной системы, и, по существу, просто являются еще одной разновидностью информационного потока. Во-вторых, модель дает представление о том, что все товары попадают от поставщиков в розничные торговые точки через оптовые базы.
Но зачастую имеют место случаи прямых поставок от поставщиков в розничные магазины, например поставки молока или хлеба в супермаркеты {Boatman, 1991)у и из-за этих упущений картина получается неполной.
При описании цепочки распределения продуктов питания Боутмэн {Boatman, 1991) приводит сложный пошаговый процесс распределения по розничным торговым точкам охлажденных продуктов питания. Хотя он и содержит многие виды деятельности, свойственные большинству видов розничного распределения, все же он сохраняет особенности, характерные для этой отрасли. Большое значение имеет и возможная скорость розничной логистики — от нее зависит свежесть продуктов.

logistika_v_vneshney_torgovle

Создание полной и подробной модели логистики для сети однотипных розничных магазинов представляется невозможным из-за многочисленности используемых систем. Это все равно что создать точную модель производственного контроля во всех производственных фирмах. Поэтому рассмотрим пример крупного розничного торговца непищевыми товарами широкого потребления. Некоторые черты такого вида системы можно найти во многих типах розничной торговли, в частности при организации работы супермаркетов {Boatman, 1991). Следует обратить особое внимание на трехуровневую иерархию методов поставок в магазины:
• Поставщик > Перевозка > Розничный торговец > Оптовая база > Магазин.
• Поставщик > Розничный оптовая база > Магазин.
• Поставщик > Магазин.
Учитывая такое разнообразие способов распределения и соответствующих информационных потоков, доступных розничным торговцам и используемых ими, для розничных торговцев было бы более полезно изучение источников конкурентных преимуществ, которые можно получить с помощью логистики, а не огромного количества существующих систем.
Конкурентные преимущества, которые могут быть получены розничным торговцем с помощью логистики
В этом разделе рассмотрим вкратце основные вопросы, связанные с логистикой, которые могут принести фирме конкурентные преимущества. Для этого применим совместный анализ современных представлений и последних технологических и других разработок в этой области. Эта информация будет использована для создания на основе модели Портера цепочки создания стоимости для розничной торговли. Оди и Ньюмэн (Ody & Newman, 1991) утверждают, что в наши дни наиболее важный фактор в логистике розничной торговли — это время. При уменьшении временного интервала между продажей товаров и повторным заказом, а также между повторным заказом и доставкой, парные проблемы чрезмерного уровня запасов и отсутствия товара на складе будут реже. Возможно, это слишком упрощенный взгляд на вещи, поскольку Сэлмон (Salmon, 1989) утверждает, что именно хорошие логистические способности приводят к сокращению или исчезновению таких неприятных ситуаций. Как продолжают сами Оди и Ньюмэн, планирование и контроль являются важными логистическими способностями. Модель Уилсона ( М&о;^, 1991) (рис. 4), отражающая основные факторы, влияющие на распределение (в данном случае вездесущих бакалейных товаров, но многое из упомянутого справедливо для любого вида товаров), говорит о том, что в конечном счете на качество логистики оказывает влияние комбинация ряда факторов и слаженность совместного управления ими.
Наряду с этими теориями в последние годы появились новые логистические инструменты: методики и технологии, которые при правильном их использовании помогают организациям создавать конкурентные преимущества. Ниже приведены наиболее заметные из них:
• электронное место продаж (EPOS): основа централизованного размещения заказов;
• электронный денежный перевод (EFTPOS);
• транспорт;
• технологии складского учета;
• моделирование и прогнозирование.
Лучшей схемой для розничных торговцев, желающих проанализировать, в каких областях возможно получение конкурентных преимуществ, является цепочка создания стоимости Портера. На рис. 5 она представлена в адаптированном виде, что позволяет отразить разнообразные виды деятельности розничного торговца. Большая часть видов деятельности, связанных с поддержкой, — та же, что и в оригинальной схеме Портера, но закупки товаров с торговой маркой владельца и товаров с частной торговой маркой является для розничной торговли первичным видом деятельности и неотъемлемой частью маркетинга в сфере розничной торговли. Снабженческая логистика и распределительная логистика не имеют непосредственного отношения к деятельности розничного торговца. Поскольку фокусом деятельности розничного торговца является магазин, то вся логистика, за исключением покупателей, совершающих покупки, может считаться снабженческой.
Следовательно, логистика может быть разделена на первичную (от поставщика до складов розничного торговца, промежуточных складов или региональных оптовых баз) и вторичную (от этих мест до магазина). Обслуживание, упоминающееся на рис. 5, подразумевает деятельность по обслуживанию клиентов, а не деятельность по поддержке логистической системы, которую имел в виду Портер. Оно тесно связано с деятельностью магазина, поэтому деятельность магазина и соответствующее обслуживание просто отнесены к первичным видам деятельности.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.