Стратегическое мышление

.

Стратегическое управление (или просто стратегия) связано с руководством организациями и коммерческими фирмами. Некоторые фирмы, хотя и не все, борются за уменьшение затрат, привлечение клиентов и увеличение дохода. Конкуренция приводит к необходимости поиска альтернативных решений, которые могли бы принести успех. Выбор стратегии подразумевает определение целей, выбор товаров или услуг, метода позиционирования фирмы на рынке, наиболее подходящей организационной структуры, информационных систем и решение вопросов, связанных с координацией работы. Этот выбор определяет успех или неудачу фирмы.
Стратегия как научная дисциплина гораздо моложе, чем соответствующая практика (Rumelt et aL, 1994). В конце 1960-х гг. и начале 1970-х гг. стратегия была практически идентична планированию. Долгосрочное планирование прекратило существовать приблизительно в то же время, когда прекратился топливный кризис, т. е. в начале 1970-х гг. Процесс планирования превратился в упражнения по постановке цели, когда необходимость получения конкурентных преимуществ еще не осознавалась. Кроме того, выполнить долгосрочные планы зачастую было почти невозможно.
Во второй половине 1970-х гг. стратегию стали связывать с результатами работы фирм. К концу десятилетия, в общем, стало понятно, что чем лучше стратегия, тем лучше показатели. Одна из наиболее значимых работ в этой области появилась в начале 1980-х гг., и что особенно важно, ее автором был Портер (Porter, 1980). Портер позаимствовал мысли из экономической теории промышленного предприятия, где производительность фирмы более четко, чем раньше, связывалась с рынком и доходностью {Rumelt et aL, 1994). Чтобы определить и описать все возможные стратегии, к которым может прибегнуть фирма в поисках конкурентных преимуществ. Портер разработал структуру пяти сил (Porter, 1980). Тем не менее исследования в области стратегии продолжались и расширялись, включая все больше вопросов. Те фирмы, которые раньше были фирмами национального масштаба, стали интернациональными и многонациональными, продолжали развиваться в глобальные компании, а в этой сфере характер конкуренции уже совсем другой. Поэтому объектом исследования в области стратегии стали глобальные фирмы. В частности, были поставлены под сомнение традиционные источники специализации, т. е. земельные, трудовые ресурсы, сырье и др. Каковы же были реальные источники дифференциации?

strategicheskoye_mishleniye
Менеджмент рассматривался как активное управление комплексной системой связей между различными видами деятельности и координацией действий. К знаниям и информации стали относиться как к потенциальным источникам конкурентных преимуществ. В течение 1990-х гг. управление знаниями стало основным компонентом стратегии (Nonaka & Takeuchi, 1995), и между информационными системами и стратегией возникла тесная связь.
Исследования в области стратегии до сих пор не привели к конечному результату, который заключается в полном понимании бизнеса и последующем создании практической модели бизнеса. Да и вряд ли такая модель будет создана. Важнее понять, чего можно достичь при наличии хорошей стратегии и требуется ли при этом технологическая поддержка, например информационные системы. С нашей точки зрения, основная роль стратегии — сформировать ключевые цели, в русле которых будет строиться деятельность организации. А значит, функция информационных систем — обеспечить поддержку координации этой деятельности. Румельт и др. (Rumelt et aL, 1994) задались четырьмя основными вопросами стратегического менеджмента, которые до сих пор чрезвычайно актуальны:
• существуют ли какие-либо общие модели поведения фирм;
• каковы источники различий;
• какова роль штаб-квартиры в глобальных диверсифицированных фирмах — добавляют ли они стоимость;
• что определяет успех или неудачу в глобальной конкуренции?
По сути, это те же вопросы, что поднимались нами раньше. Каких новых форм стратегии требует появление информационной экономики? Если информационные системы являются товаром широкого потребления, то каковы же источники конкурентных преимуществ? Попытаемся рассмотреть информационную экономику подробнее.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.