Архитектура систем поддержки принятия решений

.

СППР состоит из двух основных подсистем — это люди, принимающие решения, и компьютерная система. Интерпретация СППР лишь в рамках аппаратного и программного обеспечения является распространенным заблуждением. Неструктурированные (или полуструктурированные) решения по определению не могут быть запрограммированы — их сущность слишком сложна и неуловима (Simon, I960). Задачей принимающего решения лица как компонента СППР является ввод в систему суждения (возможно, интуитивного) на протяжении всего процесса принятия решений (см. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ИТ/С), а не просто ввод данных в базу.

Представим себе менеджера, которому предстоит составить производственный план на пять лет. Тогда первым шагом процесса приятия решений станет создание модели принятия решений при помощи простейшей СППР программы, например Microsoft Excel, Lotus 1-2-3, Interactive Financial Planning Systems (IFPS)/ Personal или Express/PC. Подсистема пользовательского интерфейса открывает путь как к системе управления базой данных (СУБД), так и к системе управления базой моделей (СУБМ). СУБД представляет собой совокупность компьютерных программ, которые позволяют пользователю создавать файлы базы данных, поступающие затем на вход СППР. СУБМ представляет собой совокупность компьютерных программ, которые позволяют пользователю создавать модели, используемые для обработки созданных файлов данных. Пользователь создает модели и соответствующие файлы базы данных в целях принятия определенных решений.

arhitektura_system_poddergki
Созданные модели и файлы данных хранятся в базе моделей и базе данных на устройствах прямого доступа, например, на жестких дисках. С точки зрения пользователя, единственный компонент СППР, с которым он имеет дело, — это подсистема пользовательского интерфейса. В большинстве генераторов СППР используются множественные опции диалога. Например, IFPS/Personal предоставляет возможность выбрать диалоговую систему в стиле меню или язык команд, предложения которого вводятся непосредственно в командной строке. Чаще всего применяется интерфейс типа меню, к тому же он наиболее гибок. При этом пользователь выбирает операцию из выведенного на экран монитора списка. Система интерфейса открывает пользователю доступ к:
1. Подсистеме данных:
• базе данных;
• программам системы управления базой данных;
2. Подсистеме моделей:
• базе моделей,
• программам системы управления базой моделей.
Процесс принятия решений и его функции
СППР отличается от ИУС тем, что фокусируется скорее на результативности, нежели на производительности процесса принятия решений (помощь, поддержка процесса принятия решений). Одной из главных целей СППР является поддержка всех стадий этого процесса (Sprague & Carlson, 1982). Модель процесса принятия решений человеком, описанная Саймоном, включает три основные ступени: интеллектуальную ступень, конструирование и выбор. Термин «поддержка» подразумевает различные шаги и задачи на каждом этапе процесса принятия решений.
На интеллектуальном этапе важная роль в постановке задачи отводится принимающему решения лицу. Задача формулируется на основе «сырых» данных и информации, полз^ченных из систем обработки транзакций (СОТ) или информационно- управляющих систем (MIS). Олтер (Alter, 1980) рассматривает семь типов СППР в зависимости от «степени применимости результатов СППР (т. е. насколько прямо результаты СППР определяют решение)». На интеллектуальной стадии наиболее полезны три типа систем:
• системы типа «картотека», открывающие пользователю доступ лишь к части данных;
• системы анализа данных, позволяющие выбирать текущие и архивные данные, манипулировать ими и выводить их на экран монитора;
• системы анализа информации, использующие статистические пакеты и небольшие модели для генерации управленческой информации, что позволяет манипулировать данными СОТ и добавлять к ним внешние данные.
Большая часть используемых сегодня СППР разработана для генерации и оценки альтернатив посредством анализа «что-если» и «поиска цели» на этапах конструирования и выбора. Финансовые модели служат для поддержки планирования, рассчитывая последствия запланированных действий на основе оценки прибылей, балансовых и других финансовых документов. Репрезентативные модели оценивают последствия действий (принятия решений) на основе неопределенных моделей, включая все имитационные модели. Оптимизирующие модели находят оптимальные решения. Предлагающие модели дают специальное решение для четко структурированных задач. Такие системы выполняют механические вычисления и не оставляют места управленческому суждению.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.