Оценка: технологии поддержки

.

Существует огромное число категорий информационных систем, каждая из которых наилучшим образом подходит для принятия решений определенных типов и уровней, а также для индивидуальной или групповой среды. Поскольку задачи и проблемы, требующие решения, в наше время весьма разнообразны, большинство фирм опирается на помощь различных информационных систем. Этот раздел посвящен описанию инструментов, которые все чаще встречаются в информационных системах, и основных типов решений, при принятии которых они будут полезны.

Операционные, структурированные решения: планирование ресурсов предприятия и хранилища данных
На этом уровне при принятии достаточно структурированных и предсказуемых решений могут быть особенно полезны некоторые технологии, которые собирают, хранят и упрощают доступ к информации операционного уровня. Системы обработки операций (TPS) являются основными системами для бизнеса, работающими на операционном уровне организации. TPS обрабатывает тысячи обычных операций, которые происходят каждый день в большинстве организаций, таких как продажи, проведенные и полученные платежи, отгруженное и полученное оборудование, начисление заработной платы работникам. Кроме того что эти системы обновляют записи и документы в соответствии с новыми данными, полученными по итогам сделок, они часто формируют удобные краткие отчеты.
Информация, находящаяся в TPS на операционном уровне — важная основа для систем более высоких уровней.
Система планирования ресурсов предприятия (ERP) строится на базе TPS.
Система ERP по существу является набором приложений или моделей TPS, разработанных для выполнения большинства основных функций фирмы. Первой важной характеристикой ERP является иптегрировапность модулей, возможная в первую очередь благодаря наличию общего множества определений и единой базы данных. Если где-то происходит операция, например получение заказа, то ее влияние распространяется на все другие связанные с ней области: бухгалтерский учет, планирование производства, материально-техническое снабжение. Вторая важная характеристика системы ERP — проектирование модулей так, чтобы отражать способ ведения бизнеса, основанный на конкретной стоимостной цепочке, которая определяет работу функциональных департаментов.

tehnologii_poddergki
Многие фирмы находят, что этот интегрированный, согласованный подход больше подходит для прежнего способа ведения бизнеса с использованием нескольких функциональных департаментов, потому что он сильно упрощает сбор и согласование данных, совместное использование информации и, в конце концов, принятие решений.
Еще одной технологией поддержки принятия решений, построенной на базе TPS, являются хранилища данных. Хранение данных — это создание и поддержание огромной специализированной базы данных, содержащей самую свежую объединенную информацию из всех функциональных подразделений, а также удобные в использовании запросы и инструменты анализа. Данные собираются в базу из разных функциональных TPS систем, а часто и из внешних источников и помещаются в отдельное хранилище, чтобы пользователи могли получать и анализировать их, не обращаясь к первоисточникам, т. е. TPS системам. Хранилища данных значительно облегчают преобразование данных в полезную информацию для принятия решений за счет:
• централизации текущей информации о состоянии дел компании, ее товарах и клиентах;
• упрощения доступа к этим данным;
• предоставления аналитических и отчетных инструментов.

Неструктурированные решения на уровне знаний: анализ данных, искусственный интеллект и системы поддержки групп Более гибкие, адаптивные и интерактивные информационные технологии особенно полезны при принятии решений с меньшей структурной определенностью на уровне знаний организации. К таким технологиям относятся анализ данных, искусственный интеллект и системы поддержки групп.
Легко спутать термины «анализ данных» и «хранение данных», особенно потому, что анализ данных все чаще встречается как аналитическая возможность, реализованная в рамках хранилищ данных. Но тогда как хранилище данных представляет собой в первую очередь централизованный банк хранения данных компании, анализ данных — это продвинутый аналитический метод для обнаружения небольших фрагментов информации среди огромного объема данных, содержащегося в хранилище данных. Анализ данных делается с помощью деревьев решений, нейронных сетей, а также статистических и математических методов для определения моделей, корреляций или трендов в больших объемах данных. Он имеет много ценных приложений, что показано в табл. 1.
Термин «искусственный интеллект» (ИИ) относится к ряду методов, подражающих действиям человека. Можно выделить два вида РШ-систем, которые особенно хорошо подходят для поддержки принятия управленческих решений: экспертные системы и нейронные сети.
Экспертная система основана на правилах и разработана для имитации логики принятия решений экспертом-человеком. Для создания такой системы специалисты опрашивают экспертов в специализированной предметной области и пытаются на основе их логики принятия решений сформировать большое множество утверждений «если — то» либо правил вывода. Экспертная система использует так называемую машину вывода для автоматического выполнения цепочки рассуждений при наличии параметров решения и множества правил вывода.
Экспертные системы — негибкие системы и создаются для поддержки принятия структурно определенных решений в узкой области, диагностируя задачу и рекомендуя соответствующие действия. Например, в американских авиакомпаниях работает система МОСА, которая помогает составлять расписания; система MYCIN в университете Стэнфорда диагностирует и предписывает лечение менингита и заболеваний крови; система CATS-1 компании General Electric диагностирует механические проблемы в дизельных локомотивах; а система АСЕ компании Л Г&Гточно указывает места повреждений телефонных кабелей.
Хотя экспертные системы призваны не заменять лиц, принимающих решения, а помогать им, они могут провести экспертизу, если настоящий эксперт в данный момент отсутствует. Экспертная система также создает механизм принятия решений, который не зависит от состояний человека, таких как утомление или стресс, и в критические ситуации может просто спасти положение (Martin et al., 1997; Schwartz & Treece, 1992),
Нейронные сети представляют собой еще одну форму искусственного интеллекта, который может помочь при принятии менее структурированных решений на уровне знаний. Если экспертные системы пытаются проводить экспертизу, опрашивая людей в диалоге с компьютерной программой, то нейронные сети делают попытку выудить нечто содержательное из огромных объемов данных. Нейронные сети применяют статистический анализ для распознавания образов и, как это ни удивительно, могут приспосабливаться к поступлению новой информации — этот процесс называется адаптивным обучением. Нейронные сети расширяют базу знаний организации, указывая способы решения специфических проблем, слишком громоздких и сложных для решения человеком за короткое время. Bank America использует нейронные сети для оценки заявок на коммерческие займы; American Express применяет их для распознавания почерка на слипах кредитных карточек; нефтяным гигантам Агсо и Texaco нейронные сети помогают точно определять местонахождение запасов нефти и газа под землей; Mellon Bank с их помощью выявляет мошеннические операции с пластиковыми карточками. Вследствие того что для решения проблем бизнеса сегодня растут требования к знаниям, решения все в большей степени должны приниматься не отдельными лицами, а группами лиц — часто в форме заседаний.
Исследователи подсчитали, что менеджеры среднего звена проводят около 35% своего рабочего времени на совещаниях, а топ-менеджер на участие в совещаниях тратят 50-80% рабочего времени. К сожалению, групповые задачи и решения зачастую лишены структуры, поэтому группы сталкиваются с дополнительными задачами координации, трудностями межличностного общения, а также подверженностью групповому мышлению и поляризации группы. Системы поддержки групп (GSS) — это особая форма обеспечения для групп, иногда называемая системой электронных совещаний (EMS), разработанная для облегчения проведения совещаний и принятия групповых решений. EMS обычно представляет собой комнату для совещаний, в которой находятся соединенные в сеть компьютеры для каждого участника и большой общий экран, чтобы удобнее было просматривать информацию, предназначенную для всех участников.
Данные могут вводиться одновременно и анонимно через сетевые компьютеры. Программное обеспечение EMS содержит инструменты, разработанные для поддержки такой деятельности, как генерирование групповых идей, систематизация идей, расположение идей в порядке приоритетности (голосование, расстановка по степени важности), а также разработка политики, такой как идентификация собственников (Nunamaker et ai, 1991). Более современные версии этих инструментов можно применять в разное время, при разном расположении рабочих мест, причем некоторые участники могут принять участие в совещании при помощи удаленного доступа через Всемирную паутину или через локальную сеть.
Решения на менеджерском уровне: менеджерские информационные системы (MIS) и системы поддержки принятия решений (DSS)
Информационные технологии, которые предоставляют агрегированные данные, обеспечивают поддержку принятия сравнительно структурированных решений на менеджерском уровне. Менеджерские информационные системы (MIS) обслуживают управленческие функции планирования, контроля и принятия решений при помощи составления обычных кратких и особых отчетов по основным операциям компании. В обычных отчетах, как правило, суммируются недельные, месячные или годовые результаты. В особых отчетах подчеркиваются некоторые необычные показатели, что помогает менеджерам вовремя увидеть проблему и не упустить из вида потенциально важную информацию. MIS являются сравнительно негибкими системами со скромными аналитическими возможностями. В них акцент смещен в сторону внутренних событий организации, а не событий во внешней среде.
Системы поддержки принятия решений (DSS), с другой стороны, направлены на поддержку принятия структурно менее определенных решений. DSS содержат инструменты моделирования, а также данные, которые можно получить из систем TPS или хранилищ данных. Модели могут быть простыми, такие как модели доходов-расходов, используемые для расчета прибыли при определенных условиях, или сложными, такими как оптимизационные модели, которые применяются для обоснования загрузки каждого станка на предприятии, работающем по заказам. DSS — интерактивные и гибкие системы, которые реагируют на ввод данных пользователями, способны вносить ясность в возможные альтернативы и оценивать их. Одним из популярных видов DSS является генератор финансовых отчетов, который позволяет менеджерам планировать различные элементы финансовых отчетов в будущем, используя анализ «что, если». Еще одной широко распространенной разновидностью систем DSS являются интерактивные системы. Они применяются для планирования производственных возможностей и календарного планирования производства, а также для определения общей производительности при задании пользователем предполагаемых исходных величин.

Неструктурированные решения на стратегическом уровне: системы поддержки принятия решений (DSS) и системы поддержки для высшего руководства (ESS)
Обычно при принятии неструктурированных, сложных и нестандартных стратегических решений, с которыми сталкивается высшее руководство, эффективную поддержку оказывают DSS, что было показано выше, а также системы поддержки для высшего руководства (ESS).
Системы ESS отличаются от DSS тем, что они создают более обобщенную компьютерную и коммуникационную среду, а не ограничиваются обслуживанием определенных приложений или специального оборудования. Такие системы часто настроены на специфические потребности высшего руководства, поэтому их создание может быть чрезвычайно дорогим, но ESS разрабатываются таким образом, чтобы впоследствии пользоваться ими без помощи каких бы то ни было посредников. ESS предоставляют свежую информацию о внешних условиях бизнеса, а также внутрифирменную информацию в агрегированном виде, причем эту информацию можно легко получить через графический пользовательский интерфейс. В системах ESS обычно используется хранение данных о текущем состоянии, методы коммуникационных линий и графического отображения информации для ускорения и упрощения доступа в режиме онлайн к «панели инструментов» информации высшего уровня о текущем положении организации. Топ-менеджеры затем могут «углубиться » с уровня агрегированной информации для получения более детальной информации по тем вопросам, которые их особенно интересуют. Эти системы помогают стандартизировать информационную базу для топ-менеджеров и гарантируют каждому из них доступ к полному набору нужных показателей на текущий момент времени.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.