Подсистемы поддержки принятия решений

.

СППР включают три основные области исследований:
1. Разработка специализированных СППР (на рис. 2 помечено буквой «А»). За последние два десятилетия было разработано около 200 специализированных функциональных СППР-приложений («Б»).
2. Развитие теории СППР:
• развитие теории, касающейся принимающих решения лиц, данных, моделей и интерфейсов (диалогов) («Е» — «И»);
• развитие теории проектирования, реализации и оценивания («В», «Г» и «Д»).
3. Изучение вспомогательных дисциплин.
Первая группа области исследований («Е» — «И») опирается на архитектуру СППР, определенную влиянием Спрэйга и Карлсона, а вторая группа, обозначенная «В» — «Д», подверглась влиянию организационных перспектив Кипа и Скотта-Мортона {Keen & Scott-Moiton, 1978). К третьей группе исследований относится разработка СППР-приложений («А» и «Б»).
Управление данными и моделями
Управление данными и моделями в СППР практически неразделимо, поэтому многие исследователи фокусируют внимание на обеих сторонах вопроса, на управлении и данными, и моделями. Данные представляют собой фактические результаты наблюдений за физическими явлениями, например, это могут быть размеры суточного выпуска продукции, объем дневных продаж и уровень запасов продукта А. База данных содержит совокупность взаимосвязанных файлов. Система управления базой данных — это ряд компьютерных программ, главной задачей которых является управление большими объемами данных, находящихся на физическом носителе, жестком диске например, и оптимальное добавление, обновление записей и выполнение запросов.
Управление данными в СППР — это необходимая функция, полезная главным образом на интеллектуальной стадии процесса принятия решений, но недостаточная для поддержки этапов конструирования и выбора альтернатив. Для поддержки этих этапов СППР должны обеспечивать выполнение следующих операций: проекцию, дедукцию, анализ, генерацию альтернатив, сравнение альтернатив, оптимизацию и имитацию (Sprague & Carlson, 1982). При выполнении этих задач СППР используют различные типы моделей из областей знаний об управлении и исследовании операций (НУ/ИСЛОП). Эти модели включают линейное программирование, целочисленное программирование, сетевые модели, программирование целей, имитационные и статистические модели и электронные таблицы.
(Полный список моделей, используемых в СППР, можно найти в работе Еома (Еот et aL, 1998)). Все эти модели хранятся в базе моделей. Система управления базой моделей представляет собой ряд компьютерных программ, являющихся составной частью СППР-гекератора и предназначенных для построения, реструктуризации или обновления моделей. Наряду с системами управления моделями в СППР могут входить и мнококритериальные модели принятия решений (МК), а в последнее время на свет появились и основанные на знаниях СППР {Еот & Min, 1992; Еот, 1996).

podsystema_prinyatiya_resheniy
Подсистемы интерфейса пользователя
Задачи подсистемы пользовательского интерфейса (генерация диалогов и управление) состоят в следующем:
1. Дать пользователю возможность создавать, обновлять и удалять файлы базы данных и модели принятия решений через систему управления базой данных и систему управления базой моделей.
2. Обеспечить пользователя набором входных и выходных форматов, включая многомерные и графические форматы данных.
3. Обеспечить наличие различных стилей диалогов (таких, как графический интерфейс пользователя (GUI), меню и непосредственно командный язык). Подсистемы интерфейса пользователя имеют две широкие области исследований: оценка форматов графического представления данных (например, таблицы или графика) и изучение индивидуальных различий. Во втором случае рассматриваются следующие вопросы: как спроектировать информационную систему таким образом, чтобы ею могли эффективно пользоваться люди различных психологических типов и чтобы система представляла информацию в таком виде, на который пользователь психологически настроен, а не принуждала разных людей приспосабливаться к одному и тому же типу представления информации {Mason & Mitroff, 1973).
Системы поддержки принятия решений, основанные на базе знаний (СППРБЗ)
Другой важной, развивающейся в последнее время разновидностью СППР являются системы поддержки принятия решений, основанные на базе знаний (СППРБЗ), которые представляют собой гибрид СППР и ЭС и помогают решать широкий круг организационных задач. В интегрировании СППР и ЭС выделяются два основных подхода: экспертные системы поддержки (ЭСП) и интеллектуальные системы поддержки (ИСП) {King, 1993). Основные различия между этими системами заключаются в следующем. ЭСП предназначены для замены живого эксперта машинным экспертом, а задачи ИСП заключаются в поддержке знаний отдельных пользователей и групп {King, 1993). Широкий ряд управленческих задач реального мира легче поддается решению, если используются как количественные, так и качественные данные. Вряд ли найдется человек, возражающий против того, что интеграция СППР и ЭС приносит существенный выигрыш. Новая интегрированная система (ЭСП или ИСП) может помогать принимающим решения лицам, используя при этом знания и опыт ключевых фигур в организации. Узким местом при разработке систем, основанных на знаниях, таких как ЭСП например, является задача приобретения знаний, включенного в инжиниринг знаний; этот процесс состоит из представления знаний, проверки, механизма построения логических выводов, механизмов объяснения и управления.
Системы поддержки групповых решений (СПГР)
Однопользовательские и групповые СППР во многом отличаются друг от друга. Прежде всего у них различные цели, а также состав (техническое и программное обеспечение, персонал, процедуры). Итак, во-первых, групповые и однопользовательские СППР имеют различные цели. Де Санктис и Гэллап {DeSanctis, Gallupe, 1985) определяют групповую СППР как «интерактивную компьютерную систему, поддерживающую решение неструктурированных задач рядом принимающих решения лиц, работающих в группе». А однопользовательская СППР может быть определена заменой сочетания «рядом принимающих решения лиц, работающих в группе»
на «принимающим решения лицом» (см. КОМАНДА И КОМАНДНАЯ РАБОТА).
Во-вторых, для поддержки группы принимающих решения лиц, работающих совместно, групповые СППР имеют специфические технологические требования к техническому и программному обеспечению, персоналу и процедурам. У каждого участника есть персональный компьютер, подсоединенный к компьютерам других членов группы и к одному или нескольким большим экранам, так что каждый участник может видеть работу своих коллег. Программное обеспечение для сиенальными возможностями, дополнительными по отношению к программному обеспечению однопользовательских СППР: например, анонимный ввод идей и предложений, список идей и предложений членов группы, голосование и ранжирование альтернатив. Человеческий компонент групповой СППР должен включать ведущего: он управляет сессией и является промежуточным звеном между группой и компьютерными системами.
Системы поддержки организационных решений (СПОР)
СПОР определяются как «СППР, используемые отдельными лицами или группами на нескольких рабочих станциях в нескольких организационных единицах, которые принимают различные (взаимосвязанные, но при этом автономные) решения, используя общий набор инструментальных средств» (Carteretai, 1992). Согласно тому же источнику, важной целью организационной СППР является обеспечение «связующего средства, которое объединяет все звенья крупной организации, так что все ее отделения маршируют к общей цели под звуки одного барабана». Ключевыми факторами для достижения результата являются:
• передача согласованной и своевременной информации вверх и вниз по иерархической структуре организации в форме, приемлемой для каждого лица из числа принимающих решения;
• наличие моделей поддержки решений, использующих эту информацию и соответствующих видам решений для каждого из принимающих решения лиц.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.