Развитие систем поддержки принятия решений

После появления в начале 1940-х гг. и полного освоения в практической деятельности первых электронно-вычислительных машин общего назначения методы обработки данных существенно продвинулись. В конце 1950-х гг. многие организации начали использовать системы обработки транзакций (СОТ) (TPS) или системы электронной обработки данных (ЭОД) (electronic data processing, EDP), чтобы автоматизировать решение текущих задач, например составление платежных ведомостей, переучет товара и оформление счетов. В 1960-х гг. мы явились свидетелями появления информационно-управляющих систем (ИУС) и развития систем управления базами данных, предназначенных для сбора, организации, хранения и поиска данных (см. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ). ИУС были разработаны в целях извлечения нужной для управления информации, при этом обрабатывались огромные массивы данных о транзакциях, были возможны пользовательские интерактивные запросы, объединение данных и подведение итогов. Включение в ИУС простых моделей и статистических методов позволяет автоматизированным системам предлагать всевозможные варианты структурированных решений.
Только в 1970-х гг. ученые, занимающиеся АИС, начали осознавать важную роль автоматизированных информационных систем в поддержке управляющего персонала в его полуструктурированной и неструктурированной деятельности по принятию решений (см. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ИТ/С). Начиная с 1970-х гг. разработка СППР составила значительную часть АИС. В 1980-х гг. мы стали свидетелями новой волны информационных технологий — появились экспертные системы (ЭС), один из видов систем искусственного интеллекта, предназначенные для замены лиц, принимающих решения, или подражания им в построении итерационных (периодически повторяющихся) решений в узких областях знаний (см. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ; СИСТЕМЫ БАЗ ЗНАНИЙ). В середине 1980-х гг. главным средством информационного обслуживания управляющего персонала стали управляющие информационные системы (см. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ). УИС дают своевременную и очень важную информацию, предварительно отфильтрованную и сжатую, для контроля и управления. Последним пополнением АИС стали искусственные нейронные сети (ИНС). Нейронные сети — это системы искусственного интеллекта, имитирующие функции человеческого мозга. Задачи ИНС включают формирование знаний на основе методов параллельной обработки, аналогичной процессам, происходящим в человеческом мозге, распознавание образов на основе опыта и быстрое восстановление больших объемов данных (см. НЕЙРОННЫЕ СЕТИ).

razvitiye_sistem_poddergki
Табл. 1 иллюстрирует эволюцию АИС и смещение фокуса в процессе эволюции от данных и информации к знаниям и опыту. Критичная информация, генерируемая УИС, может использоваться для выявления симптомов, свидетельствующих о неполадках в каком-либо из отделений организации (см. ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ). Эти симптомы могут служить основой для диагностики управленческих проблем. Системы поддержки принятия решений (СППР) предназначены для поддержки управленческих решений и интуитивного подхода к решению управленческих задач. Для этого они обеспечивают менеджеров необходимой информацией, генерируют, оценивают и предлагают несколько вариантов. Большая часть управленческих задач требует обработки и количественных, и качественных данных. УИС нацелены на решение организационных задач путем обработки количественных данных. Другие виды АИС, СОТ и ИУС например, обеспечивают СППР данными, которые обрабатываются соответствующими моделями СППР.

Определение систем поддержки принятия решений
На основе введенных ранее определений (Alter, 1980; Bonczek et al, 1981; Keen & Scott-Morton, 1978; Sprague & Carlson, 1982) СППР может быть представлена как автоматизированная интерактивная человеко-машинная система поддержки принятия решений, которая:
1. Поддерживает деятельность принимающих решения лиц, но не замещает их.
2. Использует данные и модели.
3. Решает задачи различной степени структурированности:
• неструктурированные (неструктурированные или с некорректной структурой) (Bonczek et al., 1981);
• полуструктурированные (Keen & Scott-Morton, 1978);
• полуструктурированные и неструктурированные (Sprague & Carlson, 1982).
4. Фокусируется скорее на результативности, нежели на производительности процесса принятия решений (помощь, поддержка процесса принятия решений).