Системы виртуальной реальности

Виртуальная реальность (VR — virtual reality) представляет собой конечную форму реагирующего мультимедийного окружения. Целью проектировщиков систем VR является имитация или воспроизведение условий реального мира, переживание их пользователем. Системы VR создают ощущение «существования» в абсолютно искусственном мире. Они также создают «дистанционное присутствие», расширяя человеческую способность взаимодействовать с другими и в пределах действительных физических систем.
Несколько доступных в настоящее время предшественников VR содержат гипертекст, видеотелефоны и человеко-машинные интерфейсы, которые используют системы технического зрения и приборы зрительного отслеживания для сбора данных о жестах пользователя, его выражениях, движениях глаз и т. д., как введено в программу AI. При выполнении роботизированной дистанционной работы удаленная физическая операция может управляться квалифицированным оператором, снабженным датчиками (например, перчаткой, которая воспринимает движения руки оператора и передает данные роботу). Следующая волна потребительских продуктов ИТ/С для сферы развлечений, образования и других услуг, по всей вероятности, будет порождением некоторых из этих разработок.
Основные технологии, поддерживающие развитие в направлении VR, включают в себя генерируемые компьютером изображения и звук, телевидение высокой четкости, голографию и тактильные имитаторы. Высокие требования к обработке, необходимые для полных систем VR, вскоре могут быть удовлетворены с помощью новых технологий сжатия данных, новых видов более миниатюрных и более мощных чипов (сделанных из арсенида галлия, фосфида индия) и новой фотонной компьютерной памяти. Более того, последняя потенциально совместима
с волоконно-оптическими телекоммуникационными «магистралями». Нейронные
сети и системы аппаратных средств обработки с массовым параллелизмом могли бы также справиться с частичными отказами систем VR (в некотором отношении аналогичных человеческому мозгу).

system_virtual_realnost
Уже сейчас виртуальные миры (мультимедийные изображения) могут передаваться и обновляться 60 раз в секунду, что гораздо быстрее того, что может зафиксировать человеческое сознание. Фактические и потенциальные виды применения VR в целях управления включают в себя:
1. HRM. Системы VR уже используются для опытной подготовки в коммерческих и военных целях. Они объединяют визуальные, слуховые и тактильные входные данные. В этом случае обучение на ошибках становится гораздо менее дорогостоящим. Эпизоды, подобные военным задачам, могут быть тщательно отрепетированы.
2. Проектирование и производство. Системы VR, такие как интерфейс CAD, могут предоставить проектировщику возможность дотянуться и потрогать «виртуальные» объекты. В случае управления крупномасштабным производственным процессом (например, предприятиями по производству ядерного оружия) VR может воссоздавать физическое присутствие при процессе, дополняя частично мыслящие модели контролеров (например, воспринимающие опасное вещество). Кроме того, квалифицированные операторы могут «работать» посредством дистанционного присутствия, физически находясь где угодно.
3. Управление финансами. В отношении финансового планирования VR выполняют обещание гораздо более сложных прогнозирующих моделей и систем «что если». Пользователи могут «извлекать» графики и работать с ними или испытывать разные сценарии способами, которые улучшают понимание и делают «риски» более очевидными.
4. Маркетинг. VR открывает неограниченные перспективы в отношении новых продуктов и услуг, особенно в индустрии финансов, развлечений и образования. Концепция VR предлагает поразительные новые возможности для позиционирования продукта, его продвижения на рынок и доставки. В отношении физических продуктов и реальных услуг становится возможным пробовать версии VR, прежде чем покупать товар. Для самих продуктов VR (таких, как программное обеспечение) концепция «продвижения» становится главной философской загадкой, поскольку реальность продукта стала не более чем результатом восприятия.
5. Стратегия и структура. Возможно, наиболее глубокое влияние VR на бизнес и управление будет в осуществлении тенденции, начатой с помощью IOS, т. е. в радикальном пересмотре традиционной концепции организации, собственности и богатства. Телекоммуникационные сети размыли организационные границы. Сейчас VR имеет потенциал для стирания границ между людьми посредством дистанционного присутствия и созданных компьютером миров. Кто (или что) будет в виртуальном мире управлять кем и с какой целью? Что будут рассматривать как «богатство» и собственность?
Таким образом, VR имеет потенциал для изменения мнения людей о самих себе и друг о друге. Со временем концепция искусства управления бизнесом или предприятием, вероятно, будет развиваться как управление виртуальными мирами.