Управление как система

.

Развитие общества и народного хозяйства невозможно без реализации определенного свода законов, правил, норм, алгорит­ма поведения общества в целом и его составляющих — производ­ственных коллективов, неформальных объединений людей вплоть до семьи как первичной основы социума. Этот процесс воздействия на социум, на его материальное производство и является предме­том изучения науки управления. Несомненно, что каждый объект управления (государство, отрасль, предприятие, коллектив, лич­ность) характеризуется существенными особенностями, отличия­ми, но научные методы управления имеют в своем арсенале об­щие принципы и методы воздействия на любой управляемый объект. Теория, практика и искусство управления применяются руководителем для достижения цели своей деятельности и позволяют выработать стратегию, комплекс средств и методов для решения поставленных задач при персональной ответственности за принимае­мые управленческие решения. Определение целей, стратегии уп­равления и осуществление принятых решений с помощью произ­водственного коллектива составляют основной комплекс функцио­нальных обязанностей руководителя.

Каждый из управляемых объектов является системой, состоя­щей из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Причем система приобретает новые свойства, которыми не обладают со­ставляющие ее элементы. Так, толпа — это не сумма отдельных личностей, это новое образование, новый организм со своими осо­бенностями, который подчиняется иным законам, чем составляю­щие ее отдельные люди. В общем случае система состоит из множе­ства взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает при­сущими ему свойствами, но в целом все они действуют целенаправ­ленно. Информационные связи между элементами системы исследу­ются логическим и математическим аппаратом кибернетики.

upravleniye_kak_sistema

Управление обеспечивает непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть техно­логическая установка, коллектив или отдельная личность. Управ­ление есть процесс, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс. Любой динамический процесс, в кото­ром могут участвовать и люди, состоит из отдельных процедур, операций и взаимосвязанных этапов. Их последовательность и вза­имосвязь составляют технологию управленческого (в нашем случае) процесса. Строго говоря, технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логичес­ких операций, выполняемых руководителями и специалистами раз­личного профиля по определенному алгоритму вручную или с ис­пользованием технических средств. Технология управления — это приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления.

Часто технологический процесс управления осуществляется в условиях неопределенности, при неполноте исходной информации. Однако дефицит информации не является непреодолимым пре­пятствием для принятия прогнозного управленческого решения. Например, при изменении условий внешней среды предприятие, стремящееся к выживанию и достижению максимальной прибыли, будет адекватно реагировать на эти изменения и механизм адап­тации предприятия, принимаемые управленческие решения мо­гут быть многовариантными (невольно напрашивается аналогия с естественным отбором в биологической эволюции).

Управление производством, как и управление коллективом, является процессом, характеризующимся совокупностью операций и методов воздействия управляющей подсистемы на управляемую.

Управленческая операция — законченное и целесообразное действие, направленное на выполнение конкретной задачи техни­ческого, организационного или социального характера. Каждая операция выполняется в соответствии с определенными правила­ми, инструкциями и должна быть увязана с предыдущими и пос­ледующими операциями технологического цикла. Прохождение операций во времени и пространстве и составляет процесс управ­ления.

При последовательном сочетании операций каждая последую­щая начинается после окончания предыдущей, при параллель­ном — одновременно выполняются отдельные процедуры, что ус­коряет процесс и создает условия для групповой обработки инфор­мации. Системы управления должны быть динамичными и детер­минированными, т.е. обеспечивать реакцию на изменения окружа­ющей среды и взаимосвязь элементов, подразделений органов уп­равления. Если в организационной структуре есть элемент, дей­ствия которого не влияют на поведение системы и не реализуют ни одну из целей ее функционирования, то это является верным признаком ненужности этого элемента.

Управление не может претендовать на статус точной науки, поскольку процесс управления протекает в условиях значительной неопределенности и для него характерно множество внешних и внутренних переменных. Однако наука управления позволяет сис­тематизировать, анализировать управленческий процесс и разра­батывать рекомендации по его оптимизации. Принципиально про­цесс управления характеризуется двумя основными составляющи­ми: управляющей системой и объектом управления. Этими со­ставляющими могут быть руководитель и подчиненный, диспет­чер и заводские цехи, человеческий мозг и управляемые им через нервную систему органы. Основная особенность процесса управле­ния — единство и взаимосвязанность его составных частей, что обеспечивается обратной связью. В этом случае управление осуществляется по замкнутому циклу.

Информация о состоянии управляемого объекта по каналу обратной связи поступает в орган сравнения (ОС) системы, кото­рый может внести необходимые коррективы в процесс управления.

Различают технические системы (энергосистемы, нефте- , газопроводы, информационно-вычислительная сеть, технологичес­кий процесс и т.д.), социально-экономические системы (отдельные предприятия, отрасли, транспортные системы, сфера обслу­живания и торговля и т.п.) и отдельно выделяют особо сложные системы — организационные, основным элементом которых явля­ется человек — элемент сам по себе сложный, активный и далеко не всегда предсказуемый.

Для оптимизации и особенно автоматизации управления не­обходимо разрабатывать формализованные модели, но составить модель организационной системы весьма трудно, а иногда и про­сто невозможно. Однако в организационных системах именно че­ловек принимает управляющие решения, и потребность в форма­лизации его действий особенно велика. Организационные системы находятся в состоянии постоянного развития, которое связано с появлением новых потребностей, с постоянным изменением хозяй­ственного механизма, внутренних и внешних условий, а это вле­чет за собой изменение связей между элементами системы и всей системы в целом. Можно констатировать, что основной задачей организационной системы является динамическое управление совокупностью взаимосвязанных объектов с изменяющейся струк­турой.

Для удобства изучения и совершенствования систем выполня­ется декомпозиция систем, т.е. их расчленение на группы элемен­тов, объединяемых по какому-то определенному признаку и на­зываемых подсистемами.

Если процесс управления осуществляется человеком (опера­тор, диспетчер, в общем случае — руководитель), то такая систе­ма называется неавтоматической (рис. 4). Воздействие на управ­ляемый объект в таких системах может осуществляться различны­ми способами: механическим или электрическим (гидравлический или пневматический привод, изменение величины тока, напряже­ния или частоты переменного тока, комбинация электрических им­пульсов — системы телемеханики и т. д.), по телефону или с помо­щью другого устройства связи, если управляемый объект имеет исполнителей. Все эти средства передачи сигналов управления об­разуют цепь управления объектом.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.