Виртуальные команды: будущее команд и командной работы

В течение 1990-х гг. мы стали свидетелями быстрого изменения окружающей среды бизнеса, включая глобализацию экономики и конкуренции с использованием информационных систем. Вместе с глобализацией бизнеса конкуренция тоже становится глобальной. Сегодняшние менеджеры должны стать глобальными менеджерами, которые руководят глобальной рабочей силой с глобальными взглядами, чтобы управлять глобальными операциями, выходя за пределы государственных границ. Глобализация бизнеса создает и другие трудности и одновременно возможности для сборных команд, которые должны тесно сотрудничать, хотя часто находятся по разные стороны границ, разделены временем и организационными барьерами. Использование компьютерных коммуникационных технологий и других технологий корпоративных систем, кратко рассмотренных выше, создает работоспособную, надежную и гибкую системную базу платформ для виртуальных команд и организаций.
Виртуальная команда — это новый способ организации глобальной рабочей силы для использования возможностей Информационного века, мобилизующий скрытые людские ресурсы с помощью коммуникационных технологий и преодолевающий препятствия, создаваемые географическим расстоянием и временем (Еот & Lee, 1999). Виртуальная команда состоит из группы людей, которые тесно сотрудничают, хотя разделены пространством (включая национальные границы), временем и организационными барьерами. Эти виртуальные команды, вооруженные информационными технологиями, отменяют старое правило пятидесяти футов: «Если люди находятся от вас на расстоянии более чем 50 футов (примерно 1,5 метра), вряд ли они захотят с вами сотрудничать» (Lipnack & Stamps, 1997).
Виртуальные команды — это новая возможность преодоления ограничений традиционных команд. Им можно дать следующие характеристики: Трансцендентность {выход за пределы ограничений). Виртуальные команды выходят за пределы временных, пространственных, организационных и технологических ограничений, так как телекоммуникационные технологии позволяют членам команд синхронно или несинхронно общаться с другими участниками с помощью компьютерной системы конференций, виртуальных систем собраний на базе Интернета и электронной системы собраний. Недостаток традиционных команд — в необходимости личных собраний в конференц-залах и отсутствии технологической поддержки удаленных членов команды, которые при этом являются ее частью.

virtualniye_komandi
Хорошим примером использования технологий для преодоления ограничений служит разработка версии операционной системы UNIX, многопользовательской, многозадачной и машинонезависимой, как описано у Малона и Лобачера (Malone & Laubacher, 1998):
В октябре 1991 г. Линус Торвальдс, двадцатиоднолетний студент факультета теории вычислительных машин и систем Хельсинкского университета, сделал доступным в сети Интернет ядро компьютерной операционной системы, которую он написал на языке С. Названная Linux, это была элементарная версия общераспространенной операционной системы UNIX, которая более десяти лет была главной поддержкой корпоративной и академической обработки данных. Торвальдс предложил другим программистам устанавливать его программное обеспечение, пользоваться им, тестировать и модифицировать его, как они считают нужным, и все это бесплатно. Некоторые программисты приняли его предложение. Они исправили дефекты, подправили недостатки исходного кода, добавили новые особенности и поместили свои работы в Интернет.
Когда ядро программы Линуса возросло, она стала привлекать внимание все большего и большего числа программистов, которые предлагали собственные идеи и улучшения. Сообщество программистов Linux постоянно росло, вскоре охватив тысячи людей по всему миру, все безвозмездно делились друг с другом своими наработками. В течение трех лет эта свободная, неформальная группа, работающая без менеджеров и связанная Интернетом, превратила операционную систему Linux в одну из самых лучших версий UNIX, которые когда-либо существовали.
Безграничность. Виртуальные команды имеют неограниченное число участников. Сетевые технологии и программные средства автоматизации коллективной работы позволяют участникам из любой точки мира обмениваться информацией на сервере данных. Безграничность, одна из характеристик сетевых технологий, позволяет виртуальным организациям мобилизовать большое число сотрудников, объединенных в виртуальные команды. Согласно Липнаку и Стампсу (Lipnack & Stamps, 1997), корпорация NCR^ объединила в виртуальную одноцелевую команду более тысячи людей, работающих в 17 местах для разработки компьютерной системы следующего поколения. С высокоскоростными телекоммуникационными сетями и технологиями информационных систем виртуальная команда завершила проект согласно планируемому бюджету и раньше назначенных сроков.
В традиционной команде число участников ограничивается, чтобы снизить издержки и время, необходимые для организации собраний {Harper &: Harper, 1994), Анонимность. Виртуальные команды позволяют своим членам участвовать в них анонимно, так как технологии разрабатываются таким образом, чтобы иметь возможность скрыть данные о тех, кто вовлечен в виртуальную команду, и даже так, чтобы скрыть существование самой команды. Эти характеристики значительно снижают ограничения и проблемы традиционной команды. Традиционная команда уязвима для проблем, связанных с безопасностью, так как основана на межличностном общении.
Фундаментальной проблемой при создании успешных виртуальных организаций является доверие в тех случаях, когда возможны только виртуальные взаимодействия.
Многие указывают на то, что виртуальный контекст ограничивает или даже затрудняет достижение доверия (Jarvenpaa et al., 1998). Корпоративные системы, такие, например, как настольная система проведения конференций и видео- мультимедийные системы проведения конференций, играют центральную роль в установлении хороших взаимоотношений между членами виртуальных команд. Согласно Накамура {Nakamura et al, 1996), японская компания Fujitsu Limited Co. успешно использует системы видеоконференций для разработки положительных межличностных отношений между участниками конференций. Более того, в виртуальных командах применяются различные стратегии, чтобы укрепить доверие и улучшить результаты командной работы. Эти стратегии включают: упреждающие действия, ротацию руководства команды, ясность цели решаемой задачи, распределение ролей и регулярное взаимодействие с авторитетными и подробными ответами на предыдущие сообщения. Хотя телекоммуникационные системы не могут заменить персональный обмен информацией, они способствуют выполнению обязательств среди виртуальных членов команды.